Практическое применение развивающего оценивания в ДОУ - методы и инструменты

Оценка индивидуального развития ребенка остается одной из самых обсуждаемых проблем в педагогическом сообществе. 

Согласно ФГОС ДО принятому в 2015 году, не допускается оценивание ребенка путем сравнения его результатов с конкретными нормативными показателями.Оценивание возможно только в виде целевых ориентиров, а его результаты можно использовать только для индивидуализации образования, поддержки ребенка и коррекции его развития и оптимизации работы с группой детей. 
Система вполне современная, однако не совсем понятно, как совместить эту систему с реальной повседневной работой воспитателя. 

Изменения в критериях оценки предполагают введение новых способов получения результатов, которые являются основой для оценивания воспитанников, а так же инструментов для фиксирования результата и последующего анализа. Основными методами для получения результатов становятся наблюдение и специально организованное интервью (беседа) и анализ результатов деятельности. 
Это самый распространенный и часто применяемый метод исследования в педагогической практике. Внешне выглядит достаточно просто, но на самом деле, чтобы наблюдение стало надежным инструментом педагога, нужно выполнить несколько основных правил: 

Педагогическое наблюдение включает в себя несколько обязательных элементов: постановку целей и задач, создание плана наблюдения, сбор необходимых фактов, фиксацию и последующий анализ результатов. Наблюдение за развитием детей – не единичное мероприятие, а систематический процесс, который позволяет оценить динамику развития ребенка и соответственно, определить индивидуальный образовательный маршрут. 

Исходя из цели, наблюдение может быть выборочным, когда исследуется один конкретный показатель, или полное – тогда объектом исследования будет уровень развития ребенка в целом. 
Если нужно диагностировать отдельный элемент развития ребенка, который в наблюдении посмотреть не получается, можно использовать метод интервью(беседы). Это еще один востребованный опросный метод, от наблюдения он отличается четко заданной структурой, и позволяет педагогу получить точный и конкретный ответ на интересующие вопросы, а воспитанникам – проявить свои знания и мыслительные способности. 
Очевидно, что организация наблюдения за всем и детьми в группе требует от педагога немало времени и сил, и если ее не организовать с помощью специальных приемов, рискует превратиться в хаос. 

К счастью уже есть готовые и вполне современные инструменты, которые существенно облегчают работу педагога и экономят драгоценное время. 


Рассмотрим некоторые из них на примере пособий издательства «Национальное Образование» 
КАРТЫ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ОТ 0 ДО 3 ЛЕТ; КАРТЫ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ОТ 3 ДО 7 ЛЕТ. Представляют собой готовые бланки, в которые можно вносить результаты наблюдения за детьми. В них в порядке возрастания сложности прописаны ключевые компетенции, по которым проводится развивающее оценивание ребенка. Они структурированы по пяти основным областям развития: социально-коммуникативной, речевой, познавательной, речевой, художественно-эстетической, двигательной. Каждая область отмечена специальным значком. На освоение любой компетенции отводится довольно широкий временной диапазон, что позволяет учесть особенности индивидуального развития каждого ребенка. Есть специальный раздел «Выводы и рекомендации», который позволяет фиксировать общий результат наблюдений, чтобы использовать его в дальнейшей работе. И еще одно очевидное удобство – экономия времени. Вся основная информация уже прописана в картах, нужно только отметить нужный пункт «галочкой». Один комплект карт развития для детей от 3 до семи лет предназначен для работы с 10 детьми, от 0 до 3 лет – на 15 детей. 
Еще один интересный инструмент для диагностической работы – ДНЕВНИК ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАБЛЮДЕНИЙ.
Он представляет собой специально разработанные бланки, в которые педагог вносит свои отчеты о проведенных наблюдениях. В Дневнике используется оригинальный метод организации информации – в виде двух колонок: «Я это увидел» и «Я думаю об этом так:» что позволяет отделить факты от интерпретации. Один Дневник педагогических наблюдений содержит комплект бланков на 15 детей. 
В помощь педагогам предназначено учебно-методическое пособие 
Наблюдение за детьми от 48 до 72 месяцев и протоколирование результатов (У. Коглин, Ф. Петерман, У. Петерман) в нем можно найти образцы готовых заданий по всем видам деятельности и готовые таблицы для внесения результатов. 
Анализ продуктов деятельности очень распространен в педагогической практике, особенно с детьми младшего возраста. Он предполагает анализ результатов творчества малыша: рисунков, аппликаций, поделок из пластилина, видеозаписи выступлений на утренниках и концертах. Для грамотного педагога или психолога этот материал представляет большую ценность: можно увидеть общий уровень развития ребенка, так и отдельные показатели: сформированность мышления, овладение пространственными ориентирами, представление о цвете, форме, развитие крупной и мелкой моторики. И опять перед педагогом встает вопрос: как удобно можно собрать, сохранить и обработать творческие работы всех воспитанников? 
Очень удобно это делать в виде Портфолио дошкольника. В 2016 году в издательстве «Национальное образование» вышел готовый комплект для создания портфолио «Я! ПОРТФОЛИО ДОШКОЛЬНИКА». Он содержит практические рекомендации, пластиковую папку для портфолио и 28 шаблонов страниц, представляющих собой заготовки для творческих работ ребенка. Некоторые страницы, например, анкетные данные, заполняются один раз, другие – можно копировать и повторять регулярно, получая тем самым представление о развитии качеств ребенка в динамике. Таким образом, фиксируются графические работы ребенка, его упражнения в письме, счете и рисовании. Портфолио служит своеобразным отчетом об успехах ребенка, который очень порадует его родителей, а для выросшего малыша послужит источником приятных воспоминаний.
Использование современных, проверенных на практике инструментов для развивающего оценивания позволит педагогу получить полное представление о развитии своих воспитанников, выстроить грамотный план работы и сохранить силы для самого главного – воспитания и радостного общения с детьми.
Телефон для заявок: 8 343 380 380 0